Продолжает сокращаться число пассажиров дальних поездов российских железных дорог. В июне падение составило 5,2% по отношению к июню 2014 года, а в целом за первое полугодие — 6,2%, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Обвал продолжается уже более двух лет. Падение перевозок по сравнению с первым полугодием 2013 года составило 13,7%. Таким образом, всего за два года РЖД потеряли почти каждого седьмого дальнего пассажира.
При этом на те же годы приходится интенсивное развитие дневного скоростного сообщения. Число пассажиров «Сапсанов», «Ласточек» и прочих дневных поездов стабильно растет. Таким образом, падение перевозок обычными дальними поездами за два года еще более велико, чем средний показатель в 13,7%.
Стремительное сокращение объема перевозок поездами началось задолго до общего экономического кризиса в России. Иными словами, нынешний кризис (как и многократное сокращение перевозок на украинском направлении) не стал основной причиной происходящего. Таковой, по всей видимости, является ценовая политика железнодорожного монополиста.
Напомним, что практически все ключевые маршруты с большим объемом перевозок за последние два года были переведены в так называемую систему динамического ценообразования, позволяющую устанавливать в купе произвольные тарифы без каких-либо ограничений. Это привело как к сверхвысоким тарифам в пиковые даты, так и в ряде случаев к несуразно высоким ценам на короткие расстояния. Следствием стал отток пассажиров на альтернативные виды транспорта — автобусы и самолеты.
Кроме того, так и не был остановлен рост цен в плацкартных вагонах, которые в большинстве поездов являются самыми доступными. В итоге цены на короткие дистанции стали заградительными, и очень многие пассажиры, ездившие ранее внутри своей области или в соседний регион поездами, перешли на автобусы или отказались от поездок.
Столь сильный отток пассажиров заставил РЖД ввести в прошлом и нынешнем году массу скидочных предложений, однако они пока не могут переломить тенденцию. Частично причина в том, что многие из них действуют только для полного или близкого к нему маршрута поезда, тогда как основная проблема лежит в чрезмерных тарифах на короткие, в пределах нескольких сотен километров, расстояния. Иными словами, падение вряд ли удастся остановить — по крайней мере, без серьезной тарифной реформы.