В Москве — единый билетный носитель для городского и пригородного транспорта

В столичном регионе начался процесс унификации систем оплаты проезда в транспорте. Пока он выразился в появлении единого билетного носителя для московской карты «Тройка» и подмосковной «Стрелка», сообщает соб.корр. Travel.ru.

Напомним, что в Москве и Подмосковье действуют три основных тарифных системы: столичного городского транспорта, областного автобусного и пригородного железнодорожного (последний ввиду странных внутренних особенностей РЖД разделен еще и на ленинградское направление (МТППК) и все прочие (ЦППК)). До сих пор пассажир, пользовавшийся разными системами, должен был приобретать отдельные билеты и проездные для каждой из них и носить их все с собой.

Тарифные системы пока остаются отдельными, однако со 2 июня у многих пассажиров появилась по крайней мере возможность зачислять все эти билеты на единый носитель. С этой даты стали доступны московские карты «Тройка» с дополнительным функционалом подмосковной «Стрелки» и наоборот. Кроме того, на «Тройку» уже несколько лет можно зачислять и пригородные железнодорожные билеты и абонементы (кроме ленинградского направления).

Следует иметь в виду, что ранее приобретенные карты обеих систем дополнительным функционалом не обладают. Для доступа к нему придется купить новую карту, число пунктов продаж которой пока сильно ограничено. Старую карту при этом можно сдать и получить остающиеся на ней деньги и залоговую стоимость. Новые карты, хоть и применимы в обеих тарифных системах, тем не менее не имеют общего кошелька — вносить деньги для московских и подмосковных поездок придется отдельно.

Карту «Тройка» с дополнительным функционалом «Стрелка» можно купить на 25 станциях, находящихся либо у пунктов массового отправления пригородных автобусов «Мострансавто», либо у вокзалов, обслуживающих пригородные поезда. Как и обычная «Тройка», сама карта стоит 50 рублей и является бессрочной. Чтобы пользоваться на ней функционалом «Стрелка» для проезда автобусами «Мострансавто» и другими перевозчиками Московской области, следует отдельно пополнить этот кошелек минимум на 100 рублей. Это можно сделать в том числе в интернете. При этом фактически стартовое пополнение должно быть по крайней мере на 200 рублей, поскольку при остатке менее 80 рублей приложение «Стрелка» перестанет функционировать. Цена разовой поездки в Подмосковье составляет обычно 30 рублей, при частом использовании карты предеоставляются скидки.

Карту «Стрелка» с дополнительным функционалом «Тройка» пока можно купить на отдельных крупных автостанциях Подмосковья. Как и у обычной «Стрелки», цена карты — 200 рублей, из которых 80 — цена самой карты, а 120 можно использовать для проезда по Московской области. Для проезда по Москве требуется отдельно зачислить деньги на «троечную» часть карты в кассах метро или иными способами. Напомним, что полностью онлайновое пополнение «Тройки» пока невозможно.

«Это лишь маленький шажок на пути объединения двух тарифных систем, — заявил на прошедшей в конце мая в Москве конференции «Пути сообщения» технический директор компании-разработчика «Единая Транспортная Карта» Дмитрий Пьянковский. — В перспективе единым будет и сам тариф, и карта-носитель, однако сроки назвать пока нельзя — пока мы ориентируемся на 2018 год. Возможно, что карта сама будет автоматически рассчитывать оптимальный тариф по совершенным поездкам. На данный момент функционал «Стрелки» более совершенный, чем появившейся ранее «Тройки». Например, для пополнения «Стрелки» не нужно проходить квест московского метрополитена «найди терминал с желтым кружком, приложи карту и догадайся, что нужно нажать кнопку на пополнение». Можно пополнять онлайн в личном кабинете, там же управлять дополнительными услугами, и так далее. При этом счет физически находится не на карте, а в облачном хранилище, а билет фактически появляется на карте лишь в момент валидации в автобусе, а не зачисляется туда заранее. «Стрелку» сейчас применяют больше 220 перевозчиков Московской области. Всего эмитировано около 1,5 миллиона карт, из которых 1,2 миллиона — активные пользователи. 0,7 миллиона из них зарегистрированы на сайте «Стрелки» в личном кабинете, и уже около 80% пополнений «Стрелки» происходит онлайн».

«Тройка» по понятным причинам более распространена — продано уже более 7 миллионов карт. Тираж «Тройки» с дополнительным функционалом «Стрелки» пока ограничен лишь 50 тысячами, и не исключено, что на части станций они скоро закончатся.

Для полного объединения тарифных систем перевозчикам и разработчикам предстоит преодолеть еще множество затруднений, основное из которых — принадлежность к разным субъектам федерации. Это влечет необходимость сведения воедино различных механизмов финансирования транспорта, мер социальной поддержки части населения и тому подобного — не считая еще разработки самой общей тарифной системы в очень многослойной транспортной среде. Отдельной, и вероятно, очень тяжело решаемой проблемой станет объединение тарифов с пригородными железнодорожными компаниями, которые до сих пор проявляли мало стремления к подобному сотрудничеству.

Тем не менее создание общей тарифной системы для всего транспорта Москвы и Подмосковья — ключ к приведению транспортных потоков в нормальное русло. Сейчас наличие различных и несостыкованных систем приводит к транспортному коллапсу на станциях пересадок с одной на другую (например, «Выхино») из-за того, что пассажиры выбирают не оптимальный по времени и удобству, а наиболее дешевый путь. За последние годы в Москве удалось решить лишь первую и самую простую часть задачи — объединить тарифы метрополитена и Мосгортранса. Теперь создан и единый билетный носитель для московского и подмосковного транспорта, но до реального тарифного слияния пока далеко.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.