Мoскoвскиe влaсти oпубликoвaли стaртoвыe тaрифы будущиx линий гoрoдскиx и пригoрoдныx пoeздoв МЦД («Мoскoвскиe цeнтрaльныe диaмeтры»). Нoвыe тaрифы привeдут к сeрьeзнoму снижeнию рaсxoдoв нa проезд для многих жителей Подмосковья. Кроме того, их введение снимет заметную часть нагрузки с некоторых радиальных линий метро, полагает соб.корр. Travel.ru.
Две основных идеи новых тарифов — появление бесплатной пересадки на метро и МЦК, а также единая цена до любой точки в Москве. В сумме это резко снижает расходы для большинства пассажиров линий МЦД из Подмосковья. Второй революционный эффект новых тарифов — снятие нагрузки с пересадок «электричка — метро» на окраинах Москвы и равномерное распределение пассажиропотока по множеству пересадочных узлов.
Сейчас львиная доля приезжающих из Подмосковья пассажиров пересаживаются из электричек на метро при первой же возможности, чтобы сэкономить деньги. Например, билет из Подольска до ближайшей станции с пересадкой на метро (Царицыно) стоит сейчас 46 рублей, до следующей такой пересадки в Текстильщиках — уже 69 рублей. Те, кто доезжает до Курского вокзала, платит уже несуразную цену в 115 рублей, до Каланчевской, Дмитровской или Рижского вокзала — 138 рублей. После чего приходится еще дополнительно платить за метро.
Вследствие этих установленных пригородной компанией ЦППК тарифов большинство пассажиров выходит из электричек на ближайшей пересадочной станции (в данном случае «Царицыно»), перегружая этот узел и поезда Замоскворецкой линии метро. Новая тарифная система решает проблему — в ней поездка из Подольска до любой станции в Москве, включая последующую бесплатную пересадку на метро, обойдется всего в 45 рублей. В результате многие пассажиры не будут выходить в Царицыно из экономии — вместо этого они продолжат поездку в электричке до более удобных для них точек столицы, а Замоскворецкая линия метро несколько разгрузится. Таким образом, эффект от нововведений почувствуют не только жители Подмосковья, но и пользующиеся метро москвичи.
Жители ближайших к Москве остановок сэкономят меньше, но все равно существенно. Например, сейчас поездка из Красногорска до ближайшей станции метро в Тушино или до пересадки на МЦК в Стрешнево стоит 23 рубля, до Дмитровской — 46, до Рижского вокзала — 69, до Текстильщиков — 115 рублей. В новой тарифной системе любая такая поездка будет стоить 45 рублей с бесплатной пересадкой на метро или МЦК. В результате многие пассажиры перестанут выходить в Тушино и поедут в электричке дальше, а западная часть Таганско-Краснопресненской линии метро несколько разгрузится.
Если пассажир едет по МЦД только в пределах Москвы, то цена составляет 38 рублей, включая пересадку на метро или МЦК, а также между ними (в пределах 90 минут от первого входа до последней пересадки). Фактически линии МЦД в пределах столицы будут приравнены к метро.
Первые две линии МЦД и новая тарифная система на них могут быть запущены зимой. Линия D-1 пройдет от Одинцово через Белорусский и Савеловский вокзалы в Лобню, линия D-2 от Нахабино через Рижский вокзал, Каланчевскую и Курский вокзал до Подольска. Они будут обслуживаться электричками «Иволга», которые будут курсировать наряду с обычными электричками Белорусского, Савеловского, Рижского и Курского направлений.
Пользоваться новыми тарифами смогут не только живущие вдоль линий МЦД, но и пассажиры более удаленных станций тех же направлений (например, Чехова, Серпухова, Волоколамска, Дмитрова и так далее). Для них к стандартной цене в 45 рублей в пределах зоны МЦД будет прибавляться 23 рубля за каждую дополнительную пригородную зону.
Бесплатная пересадка на метро или кольцо МЦК будет действовать в течение 90 минут с момента начала всей поездки. Она будет доступна по московской карте «Тройка», которая станет основным средством платежа на новых линиях МЦД. При этом бесплатной пересадки на городские или пригородные автобусы нет, и использование автобуса после электрички лишает возможности в дальнейшем бесплатно попасть в метро.
Тарифами МЦД можно пользоваться и для проезда в обычных электричках тех же направлений. И наоборот, пассажиры новых поездов МЦД могут использовать стандартные нынешние тарифы ЦППК, если они выгоднее для определенных поездок, не требующих пересадки на метро или МЦК.
При этом масса тарифных вопросов остаются пока не проясненными. В частности, еще не утверждены цены месячных, годовых и прочих проездных. Неясен механизм применения тарифа в случае, если поездка из дальнего пригорода занимает более 90 минут — в том числе ввиду опоздания электричек. Также не известно, будут ли все станции дальнего пригорода вблизи границ Московской области оборудованы валидаторами «Тройки». Еще один вопрос — будет ли вся эта схема каким-то образом доступна для поездок из-за пределов Московской области, или пассажирам придется выходить по дороге для валидации «Тройки» на одной из станций в Московской области. Неизвестно, какая сумма спишется с «Тройки», если ее использовать для входа на станцию МЦД, но не валидировать на выход по прибытии на одну из станций в дальнем пригороде. И наоборот — что будет, если валидировать «Тройку» на вход на одной из станций дальнего пригорода, но не доехать до зоны МЦД по какой-либо причине (например, из-за сбоя в движении поездов). Непонятно, можно ли использовать «Тройку» для поездок между станциями дальнего пригорода без заезда в зону МЦД. Неясно, существуют ли географические ограничения пересадок между МЦД и метро (например, можно ли доехать по МЦД до Каланчевской, но войти в метро не на «Комсомольской», а на «Красных воротах»). У многих потенциальных пассажиров есть претензии к компоновке поездов «Иволга», в вагонах которых примерно вдвое меньше сидячих мест, чем в обычных электричках. Сведений об этих и многих других вопросах и проблемах пока нет ни новом сайте проекта mcd.mosmetro.ru, ни где-либо еще.
Вероятно, что запуск линий МЦД будет сопровождаться некоторыми сложностями или неожиданностями для пассажиров. Это касается изменения привычных расписаний, появления новых остановок (целый ряд их сейчас строится), увеличения времени в пути из-за новых остановок для немалого числа пассажиров, возможного появления входного досмотра на новых станциях или платформах. Кроме того, в первые недели вероятна информационная неразбериха — впрочем, тут многое будет зависеть от умения транспортных властей провести толковую и интенсивную информационную кампанию в предшествующие запуску месяцы.
При правильной реализации проект МЦД способен радикально улучшить транспортную обстановку в Москве и ее пригородах. В ближайшие годы запланированы еще как минимум три линии МЦД на остальных пригородных направлениях из Москвы (Ленинградском, Казанском, Киевском, Горьковском, Ярославском и Павелецком). Возможно, в будущем имеет смысл перевести под единый бренд вообще все пригородные подмосковные электрички.