Рoссийскиe жeлeзныe дoрoги стaли укaзывaть нoвыe кaтeгoрии вaгoнoв в свoeй систeмe брoнирoвaния билетов. Они действуют параллельно с привычными «купе», «плацкарт» и так далее, и призваны дать быстрое представление об оснащенности конкретного вагона и доступных в нем сервисах, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Всего категорий пять: «бюджет», «стандарт», «комфорт», «бизнес» и «люкс». Первые три из них могут применяться почти к любым типам вагонов — от сидячего до СВ.
Категория «бюджет» означает, что в данном конкретном вагоне отсутствует биотуалет (но кондиционер может и быть). Категория «бюджет» применяется даже к СВ-вагону, если в нем нет биотуалета.
Категория «стандарт» означает, что в вагоне как минимум имеются биотуалет и кондиционер. К этой категории относится большинство вагонов круглогодичных поездов. Она не применяется к общим вагонам, но часто встречается в плацкартных вагонах недавней постройки, а также в купе.
Категория «комфорт» означает, что в вагоне есть дополнительные услуги, включенные в стоимость билета (как минимум так называемый гигиенический набор). При этом питание (а также душ, пресса, плед и прочее) могут как присутствовать, так и отсутствовать. Категория «комфорт» не применяется к плацкартным и общим вагонам.
Категория «бизнес» пока что обнаружена только в СВ-вагонах компании ТКС (они включены в состав некоторых дальних поездов). Чем они отличаются от СВ-вагонов категории «комфорт» — не вполне ясно. Категория «люкс» относится только к люкс-вагонам (с собственными душем и туалетом в каждом купе).
В целом новая классификация призвана несколько упростить понимание пассажирами того, что именно они покупают. Вместе с тем в системе бронирования РЖД и на билетах нового образца по-прежнему сохраняются и пиктограммы, отображащие все эти сервисы (или их отсутствие) по отдельности.
Несколько месяцев назад, когда в РЖД впервые заявили о вводе этой классификации, некоторые СМИ поспешили заявить о появлении «железнодорожного лоукоста», «бюджетных поездов» и прочее в том же духе. Реальность не имеет с этими гипотезами ничего общего. В одном и том же поезде часто присутствуют, к примеру, вагоны купе сразу трех категорий (бюджет, стандарт и комфорт), плацкартные двух категорий (бюджет и стандарт) и так далее.
По сути новая классификация вообще не вносит в перевозки ничего нового, кроме лишнего обозначения в системе бронирования и на билетах. Не меняются ввиду ее появления и цены: тарифы плацкартных, общих и части сидячих вагонов как были, так и остаются фиксированными и не зависят от того, классифицирован ли данный конкретный вагон как «бюджет» или «стандарт». Однако при покупке билетов на сайте РЖД клиент будет четче видеть разницу между уровнем комфорта в однотипных вроде бы вагонах одного и того же поезда.
Что касается цен в купе, СВ, скоростных сидячих поездах, то они продолжат оставаться плавающими, и на их уровень появление новой классификация тоже не влияет. Однако здесь разница в цене между разными категориями вагонов встречается часто: купе «стандарт» может стоить, к примеру, дороже, чем купе «бюджет» (но может и одинаково — цены в каждом случае определяет РЖД по своему усмотрению). Бывает даже, что более высокая категория купейных вагонов стоит дешевле — например, в случае, если там остались свободные верхние полки или просто гораздо больше свободных мест.
В данный момент новая классификация используется только для поездов и вагонов Федеральной пассажирской компании (ФПК) и вагонов ТКС. Это подавляющее большинство дальних поездов в России. Все остальные перевозчики, в том числе ДОСС («Сапсаны» и некоторые «Ласточки»), «Мегаполис», «Гранд-экспресс», составы иностранных железных дорог в этой классификации не учтены.