Российские железные дороги намерены поставить двухэтажный состав на линию Москва — Казань. Первое отправление намечено на 1 июня (из Казани — 2 июня). С этой даты радикально меняется и график других поездов на маршруте, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Двухэтажный поезд (№23/24) получит поздневечернее отправление из Москвы, но график будет чуть медленнее нынешнего экспресса №1/2. Отправление из Москвы в 23:10, прибытие в Казань в 10:45 (№1/2 сейчас ходит по графику 22:08 — 9:27). Кроме того, у двухэтажника запланированы сразу семь остановок на маршруте (Вековка, Муром, Навашино, Сергач, Канаш, Урмары и Зеленый Дол), тогда как у №1/2 их сейчас нет вовсе.
Сам №1/2 отодвинут на более ранний вечер и фактически будет повторять график нынешнего поезда №49/50. Новое отправление №1/2 — в 19:40, прибытие в Казань в 8:00. Он получит остановки в Муроме и Канаше (у №49/50 было еще три остановки). Сам №49/50, как и отправляющийся за полночь №97/98, пока в летнее расписание не введены, и очевидно, что по крайней мере один из них будет отменен.
Интересно, что при следовании из Казани в Москву картина совсем другая. Поезду №1/2 оставлен его нынешний график без всяких изменений (19:45 — 7:10, но при этом появились остановки в Канаше и Муроме), и он по-прежнему быстрейший состав в сторону столицы. А двухэтажному поезду №23/24 отдан, с некоторыми изменениями, более медленный и неудобный график нынешнего №49/50. Он несколько сдвинут вперед — отправление из Казани в 17:30, прибытие в Москву в 5:38. Наиболее вероятно, что такой размен произведен с тем, чтобы большинство из семи остановок двухэтажника пришлись на вечернее, а не ночное время (а при следовании в Казань — на утреннее).
Тарифы двухэтажного состава на данный момент весьма выгодные — купейный билет при предварительной покупке стоит 1550 рублей по полному маршруту (№1/2 примерно вдвое дороже). Цена в СВ также сравнительно низкая — менее 4 тысяч рублей. Следует иметь в виду, что с приближением даты отправления цены будут, как правило, расти. За несколько дней до поездки они вполне могут составлять 3-4 тысячи в купе, а в пиковые дни и больше. Кроме того, меняться в различные даты будет и сама стартовая цена.
В РЖД рассчитывают привлечь в двухэтажные составы (ранее они были запущены из Москвы в Адлер и Санкт-Петербург) также и тех пассажиров, которые сейчас пользуются морально устаревшими плацкартными вагонами. Созданный Тверским вагоностроительным заводом вагон имеет 16 четырехместных купе: 8 на нижнем уровне и 8 на верхнем. Таким образом, он почти в два раза вместительнее обычного: 64 места против 36. Купе мало отличаются от стандартных, за исключением гораздо более низкого потолка. Иными словами, на верхней полке будет несколько менее просторно, чем обычно — в частности, там не удастся сесть. Кроме того, по той же причине отсутствует верхний багажный отсек над коридором. Нелегко провозить багаж и под нижней полкой: ее кромка находится примерно в 23 сантиметрах от пола.
Коридоры верхнего и нижнего этажей сделаны с разных сторон вагона, так что гуляющие по ним пассажиры смогут любоваться пейзажами с обеих сторон. Правда, на втором ярусе для этого придется пригнуться — сконструировать вагон с большими гнутыми стеклами в Твери не смогли, и верхняя кромка окна находится значительно ниже уровня глаз практически любого взрослого пассажира. Телевизоров в купе нет за неимением места для их размещения. Также имеются точки беспроводного доступа в интернет.
Двухэтажники, в отличие от всех прочих российских пассажирских вагонов, имеют только одну дверь по каждому борту, расположенную на стандартной высоте. Для прохода к купе нужно будет спуститься или подняться на несколько ступенек. Их края имеют светоотражающие полоски, так что даже ночью преодолеть лестницу проблемой не будет. Зато таковой может стать вентиляция: форточек в вагоне нет вовсе, так что микроклимат будет всецело зависеть от работоспособности кондиционера.
Каждое купе имеет не менее двух электрических розеток, расположенных под лампами индивидуального освещения. Последние находятся у окон, за исключением верхних полок второго этажа — там ввиду недостатка места светильники перенесены к двери. В противоположном от входной двери конце вагона, также на «среднем» уровне, находится блок из трех туалетных комнат — такое их расположение позволит свести очереди к минимуму. Санузла со стороны проводника нет, но в некоторых вагонах имеются душевые кабины.
Привычного титана в двухэтажных вагонах нет, однако в рабочем отсеке проводника предусмотрен чайник и микроволновая печь. В вагоне-ресторане на верхнем уровне поезда могут разместиться до 50 пассажиров, а на нижнем имеется барная стойка и буфетные столики.
Нумерация мест в двухэтажных вагонах весьма своеобразна. На нижнем уровне купейного вагона она стандартная — от 1 до 32. Места верхнего яруса обозначаются номерами от 81 до 112. По всей видимости, это сделано для того, чтобы отличить их от всех прочих в других типах вагонов.
Пассажиры, выбирая между верхним и нижним этажом, могут принимать во внимание несколько факторов. Попасть на нижний чуть легче: туда ведут четыре ступеньки, а на верхний — восемь. Зато все проходящие по коридору пассажиры других вагонов станут пользоваться нижним этажом, и на верхнем будет спокойнее. Кроме того, возможно, что верхний будет в большинстве случаев менее населен, поскольку система бронирования обычно продает билеты последовательно, начиная с наименьших номеров. Наконец, сверху будет лучше вид из окна — особенно для детей, которым не нужно к нему пригибаться.
В купейной версии вагона для уменьшения его немаленького веса конструкторы отказались от раскладных полок-трансформеров и сделали обычные — с мини-спинками по образцу старых купе немецкого производства. По той же причине минимален и набор полок и сеток для размещения личных вещей пассажира. Вес вагона — 65 тонн, это примерно на 10% больше обычного. Длина его (26,2 метра) также больше, но всего на 70 сантиметров. Высота гиганта — 5,25 метра.