Aвиaкoмпaния «Пoбeдa», имeнующaя сeбя «низкoбюджeтнoй», пoпытaлaсь oпрaвдaть зaпрeт свoим пaссaжирaм пeрeсaживaться в сaлoнe самолета желанием облегчить идентификацию их тел после авиакатастрофы. Это странное заявление перевозчик опубликовал на своих страницах в соцсетях утром 4 июня, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Даже по меркам так называемых «управляемых скандалов», якобы практикуемых пиар-службой «Победы», это заявление выглядит перебором. Тезис «Победы» ее пассажиры не оценили: под постом быстро появилось множество возмущенных комментариев читателей.
Идентификацию погибших пассажиров при катастрофах «Победа» назвала второй в списке причин, якобы побуждающих ее запрещать пересаживаться с назначенного в посадочном места. Первой она указала требования безопасности, однако только те, что касаются лишь очень ограниченного круга ее клиентов: пассажиров с младенцами (требуется, чтобы на занимаемом ими месте имелось две кислородных маски) и тех, кто может сидеть рядом с аварийными выходами. Придумать хоть какое-то объяснение своему запрету с точки зрения безопасности остальных пассажиров перевозчик так и не сумел.
В реальности введенный «Победой» запрет радикально ухудшает безопасность ее полетов. Напомним, что компания практикует его в сочетании с принудительным обязательным рассаживанием летящих вместе пассажиров по разным частям салона вдали друг от друга (если они не заплатят дополнительно, чтобы сидеть вместе). В случае аварийной ситуации, требующей срочного покидания самолета, эта политика гарантированно приведет к срыву эвакуации: рассаженные по разным рядам родственники примутся искать друг друга в салоне и заблокируют проход для эвакуации других пассажиров. Так же поступят влюбленные пары, друзья и так далее. Словом, старания «Победы» лишь увеличат количество тел, которые затем придется идентифицировать.
Единственное исключение «Победа» делает для детей до 12 лет: рядом с ними обязательно должны сажать одного из сопровождающих взрослых. Но лишь одного. Если летит семья, то рядом с ребенком до 12 лет может оказаться только мать или только отец, а второй супруг (возможно, вместе с остальными детьми) будет посажен в другую часть салона. Понятно, что безопасность полета это никак не улучшает, а лишь ухудшает. Дети старше 12 лет в любом случае будут посажены вдали от обоих родителей — если, конечно, не заплатят «Победе» за то, чтобы сидеть вместе.
К счастью, мы пока не имели возможность проверить на практике последствия игнорирования «Победой» этих очевидных соображений безопасности — ее самолеты еще не попадали в ситуации, требующие экстренной эвакуации пассажиров. И пока этого не случилось, российским авиавластям стоило бы запретить и «Победе» и любым другим перевозчикам применять как умышленное рассаживание летящих вместе пассажиров по разным частям салона самолета, так и запрет пересадки на иные места.
Единственную истинную причину своего абсурдного запрета — желание получить как можно больше денег с пассажиров за выбор места — «Победа» указала лишь третьей. «Если платные допуслуги никто покупать не будет, то придется тогда включать их в основной тариф, который будет примерно таким же, как у традиционных авиакомпаний, и о дешевых билетах можно будет забыть. А зачем тогда лоукостер?», — написала авиакомпания в своем посте.
Всё это явный бред: в мире много лет успешно работают многие десятки лоукостеров, и никто из них не применяет запрет пересадки на иные места, и практически никто не рассаживает принудительно летящих вместе пассажиров, не купивших выбор места. Это не мешает всем этим авиакомпаниям предлагать недорогие авиабилеты — и часто они много дешевле, чем продаваемые «Победой».
«Победа», кстати, стабильно показывает очень высокую прибыль — во многом благодаря сознательной политике создания максимального количества неудобств своим пассажирам, с целью стимулировать их платить дополнительно за то, чтобы этих неудобств избежать. Не последнее место в списке таких неудобств (и получаемого в итоге дополнительного дохода) занимает запрет пересадки на другие места в самолете. К сожалению, этот способ извлечения дохода не только морально сомнителен, но и прямо ухудшает безопасность полетов «Победы», и регуляторам давно пора обратить внимание на эту практику и полностью запретить ее.