Авиакомпания Etihad Airways из-за ошибки системы бронирования продавала на нынешней неделе билеты из России в Австралию и Новую Зеландию по сверхнизким тарифам. После обнаружения ошибки перевозчик разослал агентам сообщения с предложением аннулировать такие билеты, сообщает соб.корр. Travel.ru.
20-22 июля пассажиры, выбравшие сложный маршрут из России в Австралию или Новую Зеландию с предварительным посещением одной из стран Азии, могли купить такие билеты Etihad Airways приблизительно за 10-25 тысяч рублей туда-обратно. Обычная цена таких билетов в несколько раз выше.
Примерно через сутки после первых таких бронирований сообщения о выгодной цене распространились по множеству сайтов и форумов, отслеживающих лучшие тарифы. Среди прочего, эти сведения появились на ряде зарубежных ресурсов. Результатом стал бум бронирований — всего, вероятно, их было сделано несколько тысяч.
22 июля перевозчик заметил ошибку и закрыл возможность покупки билетов по сверхнизким тарифам. Кроме того, Etihad Airways разослала агентам предложение аннулировать все такие бронирования. По крайней мере часть агентов уже занялась отменой билетов. На форумах имеются сообщения о том, что некоторые российские и иностранные агенты от лица пассажиров, но без их согласия, уже произвели операции отмены с полным возвратом средств. Часть пассажиров направили по этому поводу жалобы в Etihad Airways, в том числе в социальных сетях. Судьба билетов, купленных непосредственно у перевозчика, на данный момент неизвестна.
По мнению научного сотрудника НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, эта история показывает системную проблему российского права, в котором напрямую не указано, что оно регулирует не только деятельность российских авиакомпаний, но и рейсы иностранных перевозчиков из российских аэропортов. «В результате иностранные авиакомпании апеллируют к нормам национального законодательства, а то и вовсе к собственным правилам перевозки, которые могут быть совершенно экзотическими — к примеру, та же Etihad оставляет за собой право отказать пассажиру в перевозке по собственному усмотрению. При этом Минтранс и Роспотребнадзор палец о палец не ударили, чтобы навести порядок в этой сфере и защитить права российских пассажиров. Из-за расплывчатых формулировок статьи 5 Воздушного кодекса и положений межправительственных соглашений о воздушном сообщении, суды иногда применяют пункты 1 и 2 статьи 1211 Гражданского кодекса, по которому применяется право страны происхождения авиаперевозчика. Ошибки в системах бронирования нередкое явление, в том числе у Etihad Airways. В США и ЕС, где потребители формально защищены гораздо лучше российских, в таких случаях Etihad или перевозил пассажиров по купленным билетам, или предлагал им разного рода компромиссные варианты», — заявил Крамаренко.
Упомянутые компромиссные варианты относились главным образом к пассажирам, купившим билеты первого или бизнес-класса по ошибочно выставленным ценам ниже экономкласса. В одном из таких случаев компания предложила пассажирам лететь в экономклассе либо доплатить до нормальных тарифов элитных классов. В другом, случившемся в США, Etihad Airways перевезла пассажиров в первом и бизнес-классах, но без начисления миль, доступа в бизнес-зал и услуг лимузина. Третий эпизод, также случившийся в США, включал билеты только экономкласса — все они остались в силе.