Авиакомпания «Аэрофлот» пожаловалась на отказ ряда агентов продавать ее билеты по фиксированным тарифам на Дальний Восток, в Калининград и Симферополь. Реакция «Аэрофлота» выглядит довольно странной, поскольку он сам создал условия для такого исхода, полагает соб.корр. Travel.ru.
Напомним, что 31 декабря «Аэрофлот» запретил агентам продавать билеты дороже установленных им фиксированных тарифов, угрожая в противном случае прекращением продаж через такого агента. Однако ранее «Аэрофлот» запретил продавать и ниже своего тарифа, а также отказался платить агентам комиссию по большинству билетов. Собственную комиссию для покрытия своих расходов (на процессинг и обслуживание купивших билеты пассажиров) агенты вводить теперь не могут из-за запрета на изменение конечной цены. Иными словами, этими тремя действиями «Аэрофлота» агенты были поставлены в условия, когда продажа билетов «Аэрофлота» по крайней мере по данным маршрутам заведомо убыточна. Логичным итогом стал отказ ряда агентов от продажи билетов «Аэрофлота» по маршрутам с фиксированными тарифами.
Если посмотреть на предложения сайтов метапоиска авиабилетов (например, avia.travel.ru), то можно увидеть, что билеты «Аэрофлота» по 6 направлениям с фиксированными тарифами, как правило, предлагают сейчас в 2-3 раза меньше агентов, чем билеты других компаний. В то же на время на всех прочих маршрутах число агентов, продающих билеты «Аэрофлота» и других компаний, примерно одинаково. Таким образом, отказ агентов от продажи билетов «Аэрофлота» по направлениям с фиксированными тарифами носит массовый характер, и не может быть объяснен причудами или злым умыслом одного или двух агентств.
«Аэрофлот», однако, попытался представить собственноручно спровоцированную ситуацию именно как злой умысел агентов. «В последнее время участились случаи недобросовестной работы онлайн-агентств, которые умышленно не показывают на собственных сайтах авиабилеты Аэрофлота по «плоским» тарифам. В связи с этим Аэрофлот настоятельно рекомендует пассажирам проверять реальную стоимость перевозки и наличие билетов на сайте www.aeroflot.ru и сообщать в авиакомпанию об агентах, продающих билеты по тарифам, отличающимся от официальных» — говорится в заявлении компании.
Напомним, что фиксированные тарифы «Аэрофлота» (применяющиеся только на прямых московских рейсах) в 2016 году составляют: Калининград и Симферополь — 5100 рублей в одну сторону и 8500 туда-обратно с 27 марта до 29 октября (в остальное время — 3000 рублей в одну сторону и 5000 туда-обратно в Калининград и 3500 рублей в одну сторону и 7000 туда-обратно в Симферополь), Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петеропавловск-Камчатский — 12000 в одну сторону и 20000 туда-обратно.
Следует иметь в виду, что фиксированные тарифы не действуют на стыковочные перевозки из других городов с пересадкой в Москве. Пассажирам, летящим на Дальний Восток, в Симферополь или Калининград не из столицы, следует внимательно изучать оба варианта — и единого билета с пересадкой, и отдельных билетов до Москвы и далее: в зависимости от конкретной ситуации более выгодным может оказаться любой из этих способов. Кроме того, в силу нынешней коллизии с отказом части агентств продавать билеты по фиксированным ценам следует проверять предложения различных агентов и сайтов авиакомпаний, а также пользоваться метапоисковыми системами.
В целом, развиваемая «Аэрофлотом» во все более жестком варианте система фиксированных тарифов представляет определенную опасность для рынка авиаперевозок. Итогом может стать сползание всех внутренних перевозок в дремучий советский вариант ценообразования с единым и нередко довольно высоким тарифом. Это грозит падением пассажиропотока (чувствительные к цене пассажиры откажутся от поездки) и ухудшением экономики авиакомпаний (бизнес-пассажиры при фиксированном тарифе станут платить меньше, чем раньше). Кроме того, как уже доказано дальневосточными и крымскими перевозками в 2015 году, фиксированные тарифы часто приводят к хроническому дефициту мест на рейсах.