Фoтo: vk.com / ramzan
В xрaм Миxaилa Aрxaнгeлa, чтo нaxoдится в сaмoм цeнтрe Грoзнoгo, нeпoдaлeку oт мeчeти «Сeрдцe Чeчни» и знaмeнитoгo «Грозного-Сити», в выходные съезжаются православные не только из Грозного, но и из окрестных сел. Так было и в минувшую субботу. В храме собрались около пятидесяти прихожан, среди них были двое детей, которых привезли в храм на крещение: один грудной, другой лет десяти… Богослужение было в разгаре, когда прихожане вдруг услышали на улице выстрелы и крики «Аллах акбар». Как выяснилось, в этот момент полицейские Горсков и Рахметов, охранявшие храм, увидели спокойно идущих через площадь к церкви четверых молодых людей, у которых в руках был обрез двустволки, бутылки с зажигательной смесью и ножи… Полицейские велели им остановиться, но в ответ получили выстрелы в грудь.
Читайте материал: «Любил животных, играл в волейбол»: рассказы о погибших в Грозном полицейских
Прихожане успели закрыть двери прямо перед носом нападавших. Врач Федор Напольников сунул стул в ручки двери и удерживал ее, пока экстремисты тщетно пытались проникнуть в храм. Ему на помощь бросились другие прихожане и настоятель отец Сергий. У батюшки во дворе храма в этот момент находились трое его детей. Но матушка, заслышав выстрелы, выбежала из церкви на улицу и успела завести малышей в дом священника, перед тем как по ним открыли стрельбу.
Запертые в церкви вызвали по мобильной связи полицию и держали оборону, пока правоохранители не подоспели на помощь. Экстремисты стреляли по окнам, пытались пробить дверь из обреза. В этот момент как раз и получил ранение в грудь заведующий отделением детской хирургии и урологии Гудермесской центральной районной больницы Федор Напольников. Как врач, он сразу оценил тяжесть своего ранения и сообщил, что, если через 15 минут его не доставят в больницу, он вряд ли выживет. У него оказалось пробито легкое. Врача успели спасти, сейчас его жизни ничто не угрожает. Кстати, Федор Напольников, так же как и погибшие полицейские, приехал в Чечню из Саратова — специально, чтобы помогать чеченским детям по своей редкой специальности.
Кайрат Рахметов и Владимир Горсков.
Получив сигнал вызова, силовики Грозного оперативно перекрыли весь квартал, где, к слову, немало мест массового скопления людей. Кроме мечети и «Грозного-Сити» поблизости находится крупный торговый центр «Гранд-парк». Как описывали ситуацию очевидцы, проезд автобусов и такси был заблокирован, центр был перекрыт военными грузовиками и броневиками. Нападавшие были расстреляны на месте, при этом ранения получили еще двое полицейских. Помимо гибели двух правоохранителей говорят и о смерти одного человека в церкви. Однако о нем мало что известно. Сообщается только, что он не был прихожанином церкви, приехал из Узбекистана, в этот храм зашел впервые.
На место прибыл глава Чечни Рамзан Кадыров, который по рации давал указания силовикам, а изучив «поле боя», дал разрешение выводить прихожан из храма.
Боевики — вчерашние школьники.
Нелегкая судьба церкви Михаила Архангела
Прошло не так уж много времени с захвата боевиком православной церкви в Кизляре. Тот теракт почти сразу же был окрещен «первым в истории России, совершенным против верующих». Тогда погибли пять мирных женщин.
От Кизляра до Грозного километров 150. В конце апреля я приехала в Дагестан, чтобы написать о февральском захвате боевиком ИГИЛ храма в Кизляре, и знакомые чеченцы приглашали заодно заезжать в гости. Семь верст не крюк. «Вот у нас такого произойти никогда не могло бы. Церковь Михаила Архангела в самом центре чеченской столицы хорошо охраняют», — гордились они. Как накаркали.
Этот храм освятили девять лет назад, в апреле 2009‑го. Его открыл после очередной реконструкции — а всего ремонт длился больше пяти лет — архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Несмотря на то что церковь эта не покоряла размерами, примерно 1/10 от центральной грозненской мечети, в ней изначально чувствовалось какое-то спокойствие, как будто бы ничего плохого произойти здесь не могло. Но и верующих тоже не было. Вообще людей внутри было очень мало. Ясное дело, постоянно проживающих в Грозном русских раз-два и обчелся.
Во время войны настоятели не задерживались. Их сменилось пять человек за десять лет. Мало кто соглашался на эту «расстрельную» должность. Жизнь почти у всех закончилась трагически. Одного, отца Анатолия Чистоусова, вместе с протоиереем Сергеем Жигулиным захватили боевики, поместили в концлагерь «департамента государственной безопасности» Ичкерии. Все, чего от него требовали, — отказаться от веры, но даже под пытками не смогли выбить это. Останки отца Анатолия нашли лишь в июне 2003 года высоко в горах… Еще один настоятель — отец Петр — сгинул неизвестно где. «Он уже старенький был, больной. Похитили его ради денег, как обычно, но требования о выкупе не поступили… Видно, не успели. Пару часов в зиндане старик всего промучился», — рассказывал отец Варлаам.